Хатун Осман Бея

МАЛ / МАЛХУН / РАБИЯ ХАТУН

(Биледжик – Биледжик, 1324 (?)

Алдерсон в Structure of the Ottoman Dynasty пишет:

В начальный период не была распространённая женитьба на турчанках, исключение – одна или две жены Османа Бала и/или Мал Хатун (…) Несмотря на то, что в первое время совершались дипломатические браки, обычно Падишах оставался верен одной или двум жёнам, как Осман Бала Хатун или Орхан Нилюфер.

В обросшей сказочно-эпичными деталями истории жизни Османа не представляется возможным решить дилемму имени жены Османа, дочери шейха Эдебали. Потому что в первый Османских источниках имя этой женщины (или женщин) указывается как Мал Хатун, Малхун Хатун, Бала Хатун, Рабия Хатун и Кемерие Хатун. Недавние исследования в эту неразбериху добавляют имя ещё одного тестя Омер Бея. Таким образом, согласно этим данным, дочь Эдебали Бала Хатун была матерью Аляуддин Бея, а дочь Омер Бея Мал Хатун была матерью Орхан Бея. Этот вопрос ещё более туманен, чем легенда о Хайме Хатун, единственным источником которой является юрюкская традиция. И. Хаккы Узунчаршилы в «Истории Османской Империи», опираясь на документы вакфа Гази Орхан Бея, указывает, что

У Османа Гази помимо Орхан Бея было ещё пятеро сыновей: Аляуддин Али, Пазарлу, Чобан, Мелик и Хамид и дочь Фатима. Хотя благодаря этим документам нам удаётся узнать имена детей, от кого они были рождены – неизвестно. Если Аляуддин Али Бей родился от дочери шейха Эдебали Балы Хатун, а Орхан от первой жены Осман Бея Мал Хатун, дочери Омер Бея, то от кого из этих женщин или от каких других женщин или наложниц они были рождены – остаётся загадкой. (…) Шейх Эдебали с дочерью умерли раньше Османа Гази и были похоронены в тюрбе в Биледжике. Эта тюрбе была сожжена вместе со всем городом во время греческой оккупации.

В другом месте «Истории» Узунчаршилы говорит:

[Осман] стал зятем Шейха, женившись на его дочери Рабии или Бала Хатун.

В сноске он указывает, что, согласно Истории Оруч Бея, дочь Эдебали звали Рабия, у Нешри она Мал Хатун, а Ашикпашазаде говорит о Малхун Хатун. Узуншаршилы, опираясь на данные хроник Оруч Бея, Нешри и Ашикпашазаде, подчёркивает, что Шейх Эдебали был очень уважаемым и влиятельным лидером Ахи в районе Биледжика, поэтому Осман познакомился с ним и, дабы воспользоваться его авторитетом, женился на его дочери Рабии/Бале Хатун. Но анонимная Тарих-и Ал-и Осман и История Оруч Бея говорит, что с Эдебали познакомился не Осман, а его отец – Эртугрул и указанное ниже видение явилось именно Эртугрулу. Узунчаршилы добавляет, что «помимо жён у Осман Бея были также наложницы», но это всего лишь догадки.

Все историки сходятся на том, что Осман Бей женился на дочери шейха. То, как один из этих историков – Оруч Бей описывает эту полумифическую легенду 1460 года, видно, что это было обычное семейное событие.

Осману Гази стало известно, что Султан Аляэддин послал ему многочисленные подарки и отправил визиря. Осман Гази его встретил и определил ему прекрасное место. На следующий день визирь, преподнёсший султанские дары, сказал: «Эй, молодец, сон, который видел твой отец Эртугрул, а шейх Эде Балы толковал – вот он!» А дальше рассказал следующее: «Ещё до появления на свет Османа Гази Эртугрул увидел сон. Из-за него он проснулся. Совершил утренний намаз. Сел на коня и отправился в Конью. В Конье жил уважаемый толкователь снов. Звали его шейх Эде Балы. Он рассказал сон достопочтенному шейху. Сказал: «Эй, шейх! Из твоей груди рождался месяц, опускался мне на грудь и там оставался. И потом из моего чрева вырастало дерево. Его тень накрывала землю. В тени оказывали горы. У корней брали свои начала моря и реки. Кто-то из этих вод напивался, а кто-то поливал сады и строил фонтаны. Таков мой сон, растолкуй». И молвил шейх: «Эй, добрый молодец! Значит твой сон вот что: будет у тебя сын, назови его Осман. А у меня – дочь Рабия. Возьми Рабию в жёны Осману.  У него родится множество сыновей от неё, и быть этому роду Падишахами. Так что возрадуйся, судьба твоего рода – править в качестве Падишахов. Дай Аллах счастья!» И когда уже Осман Гази появился на свет и разбил Византийскую армию в боях, то пришёл к нему визирь со стягом и привёз с собой дочь шейха Эде Балы. Он отдал Рабию Хатун в жёны Осману, был проведён никях. После плодотворной брачной ночи он встал, совершил абдест и намаз. (…)  Дочь шейха Эде Балы Рабия Хатун родила ему сына. Назвали его Орхан. (…) Тестю Эде Балы он жаловал налоговые доходы от Биледжика и оставил Рабию там, а сам обосновался в Енишехире. У Османа родился ещё один сын, он называл его Али Паша и не расставался с ним.

Ашикпашазаде (умер в 1484 (?) пишет, что этот сон видел не Эртугрул, а Осман, гостя в доме многоуважаемого шейха.

Осман Гази заснул. А во сне увидел, что из груди шейха рождался месяц, опускался на грудь Омана Гази и там оставался. И потом из чрева Гази вырастало дерево. Его тень накрывала землю. (…) После пробуждения он пошёл к шейху и рассказал ему свой сон. А шейх молвил: «Сын мой, Осман! Это благая весть! Великий Аллах тебе и твоему роду жаловал судьба Падишахов. Да будет это благословенным! Посему отдаю тебе свою дочь Малхун». Шейх сразу провёл никях и отдал дочь за Османа Гази.

Лютфи Паша (год смерти 1564) в написанной им Tevarih-i Al-i Osman пересказывает эту историю следующим образом:

Существует легенда, что однажды Осман Гази увидел необыкновенный сон, от которого он проснулся в холодном поту. Время близилось к утру, поэтому он встал, совершил абдест и намаз. (…) Говорят, чудеса шейха Эдебали были известны, милости его стали святыми. Поэтому пошёл Осман к шейху и попросил его истолковать этот сон. Он сказал: «Видел я, шейх, что из твоей груди рождался месяц, опускался мне на грудь и там оставался. И потом из моего чрева вырастало огромное дерево. Его тень накрывала землю, в тени оказывались горы, деревья, равнины и долины, и от каждой горы, от каждого дерева брали начало реки, которые текли в долины и равнины. Кто-то из этих вод напивался, а кто-то поливал сады. А кто-то даже орошал посевы и запускал мельницы. И строил фонтаны. Таков мой сон.» Эдебали подумал над толкованием и молвил: «Эй, молодец, возрадуйся, тебе и твоему роду жаловал судьба Падишахов. Возьми себе в жёны мою дочь, и пусть она родит тебе сына». Осман Гази женился на дочери шейха и появился у них сын Орхан.

Ходжа Саадеддин Эфенди (год смерти 1599) в Tacü’t-Tevarih рассказывает об этом сне в длинном манзуме, начинающемся строчками «Он много молился, припадая к молитвенному коврику // Его бессонные глаза клонило ко сну».

Такие детали этой многозначительной фальшивой «официальной истории», как колпак и халат от Хаджи Бекташа или удж бейлик от Селджукского Султана появились уже после женитьбы Османа Гази на дочери шейха Эдебали. С точки зрения легитимности бейликов под собственным управлением или же управлением будущих представителей его рода было важно наряду со знатным «отцом» также продемонстрировать благословенную «мать» – дочь шейха. Стоит отметить, что сон о рождении месяца – это мифологический сюжет, использованный для отца и матери пророка Мухаммеда и для некоторых родоначальников династий (например, подобный сон видел также отец Газневи Султана Махмуда Себюк-Тегин). В Düstilmdme-i Enven подобный сон используется для описания свадьбы дочери Огуз Аты Турунч Хатун и Айяза бин Османа. Рождённый в этом союзе Огуз (Сулейман) женился на дочери Сельджук Бея. В этом союзе родился прародитель османов Кайыхан (Чемшид). Внук Кайыхана Чалыш Хан женился на дочери Куталмыша. Хаммер комментирует это так:

Описание подобных снов – это распространённый метод, которым пользовались восточные летописцы, чтобы доказать, что великим Падишахам было предопределено ещё до рождения достичь величия. Это характерно и для западных летописцев тоже.

Для подтверждения последнего тезиса Хаммер привёл пример из Истории Геродота.

Иная версия женитьбы Осман Бея на дочери шейха Эдебали, которая родилась и выросла в текке Ахи, основанной её отцом на укреплённом возвышении, называемом Итбурну, расположенном на востоке от Чукурхисара между Эскишехиром и Сёгютом, рассказывается в Истории Нешри. Сказание о том, как Осман Гази по дороге в Эскишехир в деревне Итбурну «встретил Мал Хатун и разговорился с ней», довольно длинное. Осман тайком от отца Эртугрула отправил посыльных просить её руки, однако Мал Хатун отвергла предложение сказав: «В отличие от нас, в ваших наших жилах течёт священная кровь, я тебе не ровня!». В Эскишехире Осман Бей рассказал о Мал Хатун на встрече с тамошним беем, он так нахваливал ей красоту, уникальные качества, невинность и кротость, что у бея Эскишехира тоже пробудилось желание. Почувствовав это, Осман Бей украл Мал Хатун и держал на своей территории, пока не достиг договорённости с её семьей. В итоге после серии сражений и войн, пребывая в гостях у Эдебали, Осман Гази рассказал ему свой сон. Шейх Эдебали, не помня себя от радости, воскликнул: «Пусть Мал Хатун будет твоей!», — и дал добро на женитьбу.

Нешри (умер в конце 15 века) так заканчивает данный сказ:

Этот шейх Эдебали умер в 120 лет. У него было две женщины. Одну он взял в молодости, вторую – уже в зрелом возрасте. Дочь от первой женщины он отдал за Османа Гази. Вторая женщина была дочерью Таджюддина Курди. То есть он с Хайрюддином Пашой стал сватами. Это было пересказано сыном Эдебали Мехмедом Пашой.

Ибн Кемаль, вдохновившись историей Нешри в «Первом томе» Tevarih-i Al-i Osmân, посвящённому Осману Гази, пишет многостраничный интимный рассказ. Под заголовком «Осман Бей сообщает о ночи любви с дочерью шейха Эдебали и о том, как влюбился в её соблазнительные локоны» он описывает историю страсти, достойную отечественных сериалов, украсив её манзуме на турецкий и персидский лады и разбавив описаниями весенних красот:

В те дни Осман Бей с приближёнными сел на коня и выехал в степь. И была деревня, известная как Итбурну. Приехал он в эту деревню. Прогуливаясь прекрасными садами, птица его сердца попала в силки. Он неожиданно увидел луноликую красавицу, украшавшую своим ликом этот мир. И любой, кто видел её, терял сознание. 

Дальше Ибн Кемаль продолжает восхвалять неописуемую красоту дочери шейха с помощью сравнений с месяцем, солнцем и звёздами и заканчивает пассаж расхожей фразой о том, что «был пойман тот, кто сам шёл на охоту».

Вышедший на охоту был пойман, остался в истории, слоняясь безумным от любви, и не мог он ни бездействовать, ни уйти, ни открыть кому-либо свои тайные чувства. Ещё во время правления своего отца Эртугрула молодой Осман понимал, что сгорает от любви, что всё остальное потеряло для него смысл, что нет иного спасу, как быть с любимой, иное же лекарство не залечит его ран, и не поправиться ему, не выпив шербет воссоединения.

Осман тайком от отца послал людей к семье девушки, однако те ответили отказом, поскольку семьи не были равны, посему они утверждали, что предпосылок для женитьбы нет. Ибн Кемаль пишет, что семья ответила: «Мы – бедняки, а они – знать. Где это видано, чтобы Эмир (Бей) приезжал в бедную глушь и находил себе жену?», а Осман Бей после этого долгое время маялся от безнадёги. Помимо истории, рассказанной в стихотворной манере Ибн Кемалем, подобной истории любви больше не было придумано ни для какого иного Падишаха. Интересно, что историк, описавший эту легенду, одновременно был и шейульисламом.

Ибн Кемаль рассказывает, что Осман Бей какое-то время спустя «увидел вещий сон (как и его отец Эртугрул) и рассказал о нём Эдебали. И тот растолковал этот сон к добру», далее Ибн Кемаль пересказывает данный выше сон и сопровождает его толкованием Эдебали. На сон, «предвещавший посев государственного зерна», Эдебали сказал: «Отдаю тебе свою дочь Мал Хатун, да родит она тебе достойного сына, который станет Ханом всему миру».

Идрис-и Битлиси (дата смерти: 1520) в Heşt Behişt (Восемь раев) указал, что никях и свадьба Осман Бея не были пышными, как у других беев, а были проведены «по закону пророка», никях между влюблёнными провёл один из учеников Эдебали правоверный дервиш Туруд, за эту службу Осман Бей пообещал построить для него дом у мечети Гювеги возле колодца и после того, как стал править на независимых землях построил для дервиша Туруда текке и жаловал ему процветающие деревни и плодородные земли.

Ахмед Танпынар в Beş Şehir (Пять городов) в разделе «Время в Бурсе» говорит, что «История Османов начинается с любовного романа», а дальше рассказывает об истории и её источнике следующее:

Шейх Эдебали был Караманским мудрецом. Считается, что он довольно долго не решался отдать свою дочь за Осман Бея, но в итоге согласился стать тестем Бея, как услышал сон, который Осман Бей видел, когда гостил в его доме и спал на соседней постели.

Сон был такой: из груди шейха Эдебали рождался молодой месяц, он рос и уже полной луной опускался на грудь Осману. Тогда из чрева Османа (иногда говорится, что между ними двумя) вырастало развесистое дерево, накрывавшее своими ветвями три континента и у корней которого брали начало полноводные реки: Тигр, Евфрат, Нил и Дунай. Таким образом Осман увидел во сне всю историю имперских побед. Как впервые отметил Хамммер, очевидно, что этот сон – абсолютная копия снов о родословных правителей древних эпох, которые тоже в свою очередь были наследованием сна Якова из Торы. Также нельзя отрицать, что эта женитьба прибавила морального авторитета постоянно возрастающей вооружённой мощи Османа.

Версию ещё интереснее с точки зрения весомости корней предложил Эвлия Челеби (дата смерти 1681 (?) в своей Сейяхатнаме.

Осман Гази взял в жёны дочь Эдебали, который вёл свой род от пророка Али, и родился у него Орхан Бей. От него пошёл род Османов, который по материнской линии восходит к пророку Али.

Летописцы сочинили такую благородную историю династии, что не придраться.

Ашикпашазаде описывает сметь дочери Эдебали, которую называет «матерью Орхана Гази», так же, как и в Истории Нешри:

Мать Орхана Гази покинула этот мир. Его дед Эдебали тоже ушёл из жизни два месяца спустя. Их обоих погребли у крепостных стен Биледжика. (…) Тестя и жену Малхун Хатун Осман Гази похоронил своими руками. Осман Гази и сам скончался через 3 месяца.

Такое окончание тоже интересно, потому что напоминает традиционные народные сказки, где сначала умирает мудрый отец, а за ним друг за другом влюблённые. Если же это правда, то в 1324 или 1326 году со смертью трёх главных персонажей закончилась первая глава эпоса об Османах. Эдебали с дочерью похоронены в усыпальнице в Биледжике, а Осман Бей – вдали от них у крепостных стен Бурсы в часовне церкви Элиас, превращённой в тюрбе, которая позже стала известна как Гюмюшлю Кюнбет. Во времена Абдульхамида II (1876-1909) был учреждён санджак Эртугрул с центром в Биледжике, и проведена реставрация Османских построек, в том числе и текке и усыпальницы Эдебали, сундуки укрыли новыми покрывалами, 13-ти сундукам установили именные таблички и нарисовали схему расположения. На сундуке Мал Хатун была помещена следующая надпись: «Достопочтенная Мал Хатун, уважаемая дочь Хазрети шейха, гарем Султана Осман Хана Гази». Во время Войны за независимость Биледжик был оккупирован греческими войсками, которые при отступлении сожгли вместе с деревней и текке с тюрбе. Усыпальница и сундуки, которые мы видим сейчас, не имеют никакой исторической ценности.

Как видно, ни в одной из Османских хроник не встречается информация о том, что у Осман Бея было две жены. Этот тезис нов и принадлежит Узунчаршилы, который опирается на подпись в документах вакфа Орхан Бея, где указано «Мал Хатун – дочь Омер Бея, жена Осман Бея и мать Орхан Бея», иных доказательств этому, кроме догадок, нет. Помимо повторяющихся в хрониках и описанных выше преданий речь идёт двух невероятно важных документах. Первый – это документ о вакфе Орхан Бея, а второй датируется 16 веком. «Вакф Орхан Гази Бея» на фарси, опубликованный И. Хаккы Узунчаршилы и датируемый 724 годом Хиджры (1324 год), считается самым важным документом с точки зрения корней генеалогического дерева рода Османов. Среди подписавших этот документ есть и женщины рода, все под документом стоит 15 подписей. Четверо их них – это сыновья Осман Бея Чобан, Мелек, Хамид и Паразлу и одна — дочь Фатима; трое – сыновья Орхан Бея Султан, Сулейман и Ибрагим. Ещё три подписи принадлежат женщинам – несомненно из семьи Османа – Мал Хатун бинти Омер Бей, Мелек бинти эль-Мелик, Эфенди бинти Акбашлу. Никаких доказательств, что Мал Хатун бинти Омер Бей является женой Осман Бея и матерью Орхан Бея, нет. Если же допустить, что это так, кто такие дочь Мелика Мелек и дочь Акбашлу Эфенди? Узунчаршилы предполагает, что Эфенди Хатун может быть дочерью племянника Осман Бея Акбаши (Ак Тимур), но относительно Мелек Хатун никаких теорий не озвучивает. Он пишет:

Среди свидетелей есть Мал Хатун бинти Омер Бей. Как указывается в хрониках, Мал Хатун была дочерью шейха Эдебали. Однако в этом документе отцом Мал Хатун указан Омер Бей. Также в большинстве летописей говорится, что Мал Хатун с отцом Эдебали скончались в Биледжике за три месяца до смерти Османа. Но судя по этому документу, Мал Хатун была жива и после смерти Осман Бея и не являлась дочерью шейха Эдебали.

Он совсем не рассматривает вероятность того, что эта Мал Хатун, дочь Омер Бея, могла быть иной родственницей – тёзкой дочери Эдебали. 

И ещё один момент: документ об учреждении вакфа Орхан Бея – вакфие, представляемый Узунчаршилы, может быть вариантом, подготовленным позже, такое предположение высказали Гельмут Шеель и Пауль Виттек. Ведь вакфие для имарета в Бурсе, подготовленный отдельно от основного вакфа Орхан Бея 724 годом Хиджры (1324 год), был плдготовлен в 761 году по Хиджре (1360), но был переписан 100 лет спустя. Хусейн Хюсамеддин в своей статье, в которой опубликовал документ о втором вакфе Орхан Бея, оригинал которого до наших дней не сохранился, говорил следующее:

Если бы покойный Мулла Фенари не редактировал подписи свидетелей, историческая ценность этого документа возросла бы в разы. Потому что на данный момент у нас нет полного списка государственных мужей от 761 года, поэтому важные моменты нашей истории того времени скрыты под пеленой неизвестности.

То, что Осман Бей упоминается как «Султан Осман», наводит на мысли, что редактура не ограничилась лишь изъятием подписей.

В 1577 году в приказе, отправленном Высоким Диваном кадию Биледжика, значилось следующее:

Когда наш славный предок покойный Осман Хан взяли себе в жёны никяхом дочь великого покойного шейха Эдебали, то передали деревню Козагач, относящуюся к Биледжику, в качестве пaшмаклыка (доходами с этих земель обеспечивались личные нужды женщин рода).

Существование имён отца «Эдебали» и «Омер Бей» и имён девушки «Бала-Рабия» и «Мал-Малхун», а также использование определений «дочь Эдебали» и «дочь Омер Бея» в итоге подтолкнули историков к версии о двух жёнах. Но хроники говорят, что у Осман Бея была только одна жена. Любовь и женитьба Осман Бея – единственная история Падишаха, которую историки могли писать без оглядки в стиле популярных в народе любовных сказаний.