Абдульхамид II

Отец: Абдульмеджид
Мать: Тиримюжгян Кадынэфенди
Годы жизни: 21 сентября 1842 – 10 февраля 1918
Годы правления: 31 августа 1876 – 27 апреля 1909

Абдульхамид II, как и его прадед Абдульхамид I, взошёл на престол без Валиде. Матери всех шести Падишахов, правивших между ними, видели джюлусы своих сыновей. В каком бы почтенном возрасте ни были Султаны, они могли рассчитывать на ласку и моральную поддержку матери, кроме того, для любого Падишаха единственным человеком, которому они могли беспрекословно доверять во дворце, была мать. Абдульхамид II по этой причине возвёл в ранг «мехд-и улья» свою мачеху – Пересту, и эта многоуважаемая кадынэфенди Абдульмеджида со всей чистосердечностью приняла на себя роль настоящей Валиде Султан.

Гарем Абдульхамида II обладал ещё одной особенностью, отличавшей его от гаремов предшественников. Абдульхамид II на протяжении 30 лет вынуждал всю свою семью жить в лесопарке на холме Йылдыз, напоминающем «дачный посёлок», в «тюрьме общего режима» — во дворце, окружённым высокими стенами, караульными пунктами и казармами, через которые и муха не пролетит незамеченной. Но воспринимать такой образ жизни целиком негативно неправильно. В просторном дворце Йылдыз, построенном по принципу отдельных павильонов, была возможность предупредить передачу болезни от одной женщины другой и уберечь дворцовых дам от эпидемии чумы.

Али Саид в книге «Дворцовые мемуары. Жизнь Султана Абдульхамид Хана» пишет о внутреннем мире дворца Йылдыз и о жизни Падишаха, но не говорит ничего о женщинах или дочерях Султана. Даже врачи ничего не спрашивали и практически не осматривали под чадрой заболевших женщин. На это было две причины: подозрительность и ревнивость Падишаха. Зия Шакир в работе «Султан Хамид: личность и характерные особенности» писал:

Главным образом он стращал гарем, чтобы пресечь гаремные слухи, распространявшиеся при предыдущих падишахах. Он закрыл женщин за решёткой, для выхода на улицу им необходимо было придерживаться строгих правил. Некоторые поддерживали такой подход, а некоторые говорили, что это из-за того, что сам Султан – страшный с лица, поэтому боится, что, если женщины выйдут за пределы дворца, то они влюбятся в красивых мужчин.

Во дворце Йылдыз покои женщин были отдельными павильонами. Все жили под строжайшим контролем. Были ли женщины Падишаха, его икбали, гёзде, хазинедары, дочери, сыновья и советники довольны такой жизнью? Если прочитать воспоминание двух дочерей Абульхамида, то, оказывается, по жизни во дворце Йылдыз можно было тосковать. Абдульхамид был внимательным, нежным и справедливым по отношению к своим кадынэфенди, обожал своих детей и был им прекрасным отцом. Прямо как в сказках «1001 ночь», Абдульхамид забивал ставни в павильонах тех женщин, которых ревновал, но для отвлечения внимания осыпал их золотом и драгоценностями, прося «сосчитать» их, пока он не придёт.

Исмаил Муштак Маякон, служивший в павильоне Мабейн, в книге «Что я видел во дворце Йылдыз?» даёт очень интересные сведения:

Гаремная жизнь Абдульхамида была за семью печатями. Было известно, что у каждого его ребёнка было по матери и довольно много женщин из гарема выдавали замуж, значит гарем у него был довольно многолюдный. Было время, когда его вдруг заинтересовали двушки английского типажа. Однажды он запросил у управителя Измира голубоглазых блондинок английского типажа. Для него женщины были партнёрами, инструментами для услады. Он никогда не собирал вокруг себя дочерей и сыновей в семейном кругу. Женщины и мужчины – все жили по своим павильонам в своих покоях в кругу своих.

В первый год правления Абдульхамид назначил четырёх своих жён «кадынэфенди» (титул равнозначный «хасеки» во времена предыдущих султанов), якобы следуя правилам шариата, чтобы показать, что он ограничивается только четырьмя жёнами. Но его биографы указывают на Абдульхамида как на последнего в списке сластолюбцев Династии, первым из которых был Султан Ибрагим. Г. Дорис в книге «Красный Султан» писал: «Абдульхамид останется в памяти как единственный правитель 20 века, собравший в своём гареме коллекцию из восточных красавиц». Он сам никогда не противился ни быть названным «Красным Султаном» (тут имеется в виду цвет крови, «Кровавый Султан» – прим.пер.), ни «Великим Ханом».

Нахид Сырры Орик, исследовавший гаремную жизнь этого последнего из великих Падишахов, в работе «Гарем Абдульхамида» писал: «Количество его женщин для внешнего мира гиперболизировалось». Тот же Орик в серии публикаций «Три любви Султана Хамида» указывает: «Очевидно, что Абдульхамид II был сластолюбивым Падишахом, но ничего такого, чего бы не позволил себе обычный мужчина. В его дворец поступало несметное количество невольниц, среди них завоевавшие его благосклонность девушки, в количестве, которое он и сам был не в состоянии сосчитать или же даже не видел в этом необходимости, понимались до гёзде, а позже – набравшись опыта и родив ребёнка – до икбаль и, если позволял «стаж», до кадынэфенди. Даже если и была необходимость составить список всех его гёзде, сейчас такой возможности нет.» Халид Зия Ушаклыгиль в «Saray ve Ötesi» подчёркивает, что Абдульхамид, о гареме которого ходило много слухов и басен, «любил молоденьких». Дочери Падишаха Айше и Шадие в своих мемуарах писали, что их отец любил стройных молодых голубоглазых блондинок и всегда выбирал таких среди тех, которых предлагали хазинедар калфы.

В противовес этому можно сказать, что чрезмерное прелюбодеяние и злоупотребление алкоголем укоротили жизнь его деда Махмуда II и отца Абдульмеджида. Сам Абдульхамид прожил вдвое дольше отца, так что несмотря на обилие дам в гареме, он смог найти золотую средину и сохранить здоровье. Также не стоит забывать, что среди 25 Падишахов, правивших между Сулейманом I, умершим в 1566 в возрасте 71 года, и Абдульхамидом II, умершим в 1918 в возрасте 76 лет, ни один из Падишахов не доживал до 70.

В семейных списках у Абдульхамида значится 16 жён в статусе кадынэфенди, икбаль и гёзде, но на самом деле их было значительно больше. Во время своего второго визита Император Германии Вильгельм II спросил, сколько жён у Падишаха. На что Абдульхамид ответил: «У меня 8 жён» – икбали и гёзде в счёт не брались.  Вильгельм, не обращая внимания на гнев императрицы Августы Виктории, спросил: «Я тут с одной императрицей не справляюсь, как Вам удаётся справляться в восемью?!». На что Абудльхамид ответил: «Ça c’est un art Majeste!» (Это искусство, Ваше Величество!). Н. С. Орик, несмотря на такой ответ, полагает, что не стоит верить, будто 6 кадынэфенди, 7 икбалей и 9 гёзде жили в гареме мирно и без происшествий. Абдульхамиду разве что удавалось не позволять женщинам вмешиваться в государственные дела.

У Абдульхамида удалось установить 8 шехзаде и 13 дочерей. Айше Османоглу назвала имена 9 султанэфенди (дочерей). 7 султанэфенди умерло в младенчестве, остальным выпала обычная участь султанских дочерей – крайне мнительный отец выбрал для них в супруги сыновей государственных служащих, в чьей преданности хотел быть уверен. Дабы не называть этих молодых зятьев династии «праздношатающимися», им давали титулы «главный адъютант Его Величества» или же «Член народного собрания».

Жизненные истории и мемуары дочерей Абдульхамида – важные документальные сведения о последнем многочисленном гареме Османской Империи. Двое из султанэфенди Шадие и Айше Османоглу были живы до средины 20 столетия, они рассказали в своих воспоминаниях о детстве и юности во дворце Йылдыз, о замужестве и о женщинах отца Абдульхамида II. Нахит Сырры Орик, Х. Шехсуравоглу, Незихе Араз, Йылмаз Озтуна и другие публиковали интервью с ними и с некоторыми служащими гарема.

Кадынэфенди, икбали и гёзде Абдульхамида II

Назикэда Башкадынэфенди Кавказ (?), 1845 – Стамбул, 10 апреля 1895 Башкадын, которая попала в гарем Абдульхамида II, когда он был ещё шехзаде; мать его первой дочери Ульвие (1868). Назикэда – представительница знатного черкесского рода, была привезена в Стамбул и продана, когда ей было 8-10 лет. Её приобрела жена Али Паши. Она воспитывалась в особняке этого … Читать далее Кадынэфенди, икбали и гёзде Абдульхамида II

Дочери Абдульхамида II

Ульвие Султан Стамбул, 1868 – Стамбул, 30 ноября 1875 В некоторых источниках датой рождения указывается 1864 год, а датой смерти – 29 ноября 1870, 1872 и 1875. Это первый ребёнок Абдульхамида II от башкадын Назикэды, рождённый, когда он ещё был шехзаде. Алдерсон считает, что она родилась в 1864, а Айше Османоглу пишет, что её старшая … Читать далее Дочери Абдульхамида II