Кадынэфенди Султана Решада

Кямрес Башкадынэфнди

Гянджа (?), 1855 (?) – Стамбул, 30 апреля 1921

У Алдерсона – Кямурес. Башкадынэфенди Султана Мехмеда V Решада, мать Шехзаде Мехмеда Зияэддина Эфенди (родился в 1873). Попала в гарем к 28-летнему Шехзаде Решаду Эфенди 30 августа 1872 в возрасте 17 лет. Их брак продлился 46 лет. Ни один другой Падишах не был так долго со своей хасеки или башкадын. Озтуна, который указывает местом рождения Кямрес Гянджу, считает, что она также была матерью Шехзаде Омера Хильми Эфенди (родился в 1886). Кямрес была современной (соответственно своему возрасту) дворцовой дамой, изучавшей историю Османской Империи и участвовавшей в дворцовых церемониях. Халид Зия Бей, главный придворный писарь, в книге “Saray ve Ötesi” представляет её следующим образом:

Башкадынэфенди не была мне знакома лично. Но благодаря излишней болтливости придворных нам было прекрасно известно, что она была благовоспитанной, порядочной, красивой, несмотря на свой почтенный возраст, и всю жизнь прожила за дворцовыми стенами, главным её развлечением было поесть, из-за чего она, как и многие придворные, была настолько толстой, что это утяжеляло её походку и движения.

Башкадынэфенди в праздники надевала диадему и вышитые серебром наряды. Она была первой, кто села за общий стол в статусе “жены Падишаха” во время приёма во дворце Долмабахче, данного в честь прибывшего в Стамбул наследного болгарского принца Бориса. Сафие Унювар, которая была учительницей шехзаде во дворце Султана Решада, так описывает свой визит к матери старшего Шехзаде Зияэддина Эфенди:

Мы прошли через цветочный сад и вошли в покои Башкадынэфенди. Две придворных дамы провели нас в гостевой салон. Мы поприветствовали калфу Башкадынэфенди – Азмирефтар Калфу. Нас приняла кадынэфенди, которая, несомненно, была красавицей в молодости и до сих пор сохраняла свою привлекательность. Я начала кланяться, как меня вразумляли перед визитом, но она сказала: “Что ты, что ты! Не нужно!” и приняла моё скромное приветствие. Я отошла немного назад и ждала. Кадынэфенди сразу же указала мне на табурет и сказала: “Присаживайтесь”. Она спросила, когда шехзаде и султанши приступят к занятиям. Я рассказала всё, что требовалось. Она спросила, какие были пожелания Султана относительно образования. Я рассказала о приказах изучать Коран перед переходом к основной школьной программе. Она сказала, что, если они изучат уроки религии в младшем возрасте, то потом и не забудут, и не будет заминок с такими важными знаниями, когда количество уроков увеличится. Она сказала: “Дай Аллах, ученики воспользуются Вашими знаниями. Я очень рада познакомиться с Вами при таких обстоятельствах”. После этого они с Пиялеру Калфой обсудили некоторые дворцовые вопросы. Когда их разговор был окончен, мы с позволения Кадынэфенди удалились.

Сафие Ханым пишет, что Башкадын изучала историю Османской Империи вплоть до последних своих дней и каждый раз начинала разговор на эту тему во время визитов.

После смерти Султана Решада Кямрес Кадынэфенди переехала в особняк в Куручешме, где и умерла. Похоронена в султанской гробнице в Эйюпе.

Дюрриаден Кадынэфнди

Карс (?), 1860 (?) – Стамбул, 29 октября 1909

Алдерсон указывает её имя как Дюррадем, а датой смерти – 18 марта 1917. Вторая кадынэфенди, мать среднего шехзаде Султана Решада – Шехзаде Махмуда Неджмеддина Эфенди (родился в 1878). Алдерсон в таблице “Семья Султана Решада” не указал матери этого шехзаде.

Дюрриаден попала в гарем Султана Решада в первые месяцы, когда он получил статус престолонаследного шехзаде (10 октябре 1876). Умерла через 6 месяцев после его восхождения на трон. Таким образом, если не считать эти последние 6 месяцев, 33 года своего замужества она провела в статусе жены шехзаде и взаперти во дворце Долмабахче в покоях престолонаследнего шехзаде. Дюрриан заболела в первые месяца 1909 года, её смерть описывает и комментирует Лютфи Симави в главе “Смерть одной Кадынэфенди” в мемуарах “Увиденное мной во дворце Султана Мехмеда Решада и во дворце Халифа”:

Было 17 Тешринэввеля 1325 года. Скончалась Валиде Неджмеддина Эфенди, среднего сына Падишаха, Третья Кадын, которая для смены обстановки тогда жила в Ускюдаре в особняке Валидебагы. В похоронной процессия я участвовал вместе с главным адьютантом Хуршидом Пашой. Хюнкяр не показался мне огорчённым вследствие смерти Кадынэфенди. Падишах был покорен божественному провидению. По моему скромному мнению, он проявил излишнюю твёрдость.

Дюрриаден Кадынэфенди погребена на кладбище у мечети Фатиха в Новой усыпальнице, которую называют Тюрбе Гюлисту. Шехзаде Неджмеддин Эфенди в 1911 году в честь матери построил фонтан у дороги Куручешме-Ортакёй. Китабе этого фонтана указано в книге И. Х. Теышыка “Стамбульские фонтаны”:

Фонтан в честь покойной многоуважаемой Дюрриаден Кадынэфенди, Валиде Неджмеддина Эфенди, сына приверженного Мешрутиету Падишаха, Султана Мехмед Хана V Решада. 1327.  

Михренгиз Кадынэфенди

Адапазары (?), 1869 (?) – Искендерие, 12 декабря 1938

Третья кадынэфенди, мать Шехзаде Омера Хильми (1888-1935). Попала в гарем престолонаследного Шехзаде Решада Эфенди в 1886 году. После смерти Дюрриаден стала Второй. Сафие (Унювар) Ханым, которая была преподавателем во дворце Султана Решада, пишет, что в первый её визит в гарем Михренгиз Кадынэфенди с сыном Омером Хальми Эфенди находились на даче, они вернулись во дворец Долмабахче только ближе к зиме, тогда в первый же день по возвращении она с помощью калфы из покоев Кадынэфенди договорилась о приёме и на следующий день с калфой посетила Михренгиз:

Все Кадын были тучными, за исключением Четвёртой Кадын. Не буду скрывать, я и подумать не могла, что она настолько худая. Как я потом узнала, последние годы ей всё время нездоровилось. Когда я вошла, вежливая и милая Кадынэенди с Шехзаде (Омером Хильми Эфенди) стояли. Сама она присела на диван, её сын – на кресло, а мне указали присесть на стул. Пиялеру Калфа присела рядом со мной на высокую подушку. После обычного вступления Кадынэфенди поинтересовалась учебной программой. После Революции (провозглашения Республики) Вторая Кадынэфенди с сыном Омером Хильми Эфенди уехали в Египет, она умерла в Искендерие.

Покинув вместе с сыном Турцию в 1924 году, они провели 15 лет в Париже, а во время Второй Мировой переехали в Египет. Проживающая в Искендерие Михренгиз после смерти сына в 1935 году не прожила и трёх лет. Погребена в усыпальнице египетского принца Омер Тосун Паши.

Назпервер Кадынэфенди

Умерла в Стамбуле, в 1930 (?)

В Реестре Османов и у Алдерсона не значится. Дата смерти приблизительная. После смерти Дюрриаден стала Третьей Кадынэфенди Султана Решада. Сафие Унювар рассказывает о Назпервер в своих воспоминаниях следующим образом:

Мы пошли в покои, предоставленные для проживание этой Кадынэфенди. Она, как и все остальные кадынэфенди, была тучной и высокой. С первого взгляда сложно было оценить её образованность, но она производила хорошее впечатление воспитанной и вежливой, также она выглядела немного печальной. Причину её печали я узнала позднее: у неё не было детей. Несмотря на то, что Падишах относился к ней с любовью, она так всю жизнь и прожила в этой печали.

Сафие Унювар пишет, что после смерти бывшего Падишаха Абдульхамида II 10 февраля 1918 года Назпервер очень расстроилась, решив, что теперь очередь пришла к Султану Решаду. Тот же, чтобы её успокоить, сказал: “Не бойся! На этот раз я не умру. Можешь беспокоиться, когда я впервые заболею после смерти брата!”. Й. Озтуна полагает, что она жила между 1870 и 1930 годами и являлась матерью единственной дочери Султана Решада – Рефии Султан. Также он говорит, что Назпервер

во время Первой Мировой основала “Общество национального потребления”, с помощью которого призывала пользоваться товарами местного производства, а также помогала больницам, оказывала поддержку турецкому театру, с 1928 года жила в особняке в Еникёе.

Из этого следует, что во время Первой Мировой войны (1914-1918) и в послевоенные годы Назпервер была единственной в истории женой Падишаха, принимавшей участие в общественных инициативах, а также после 1924 она не покинула Турцию.

Дильфириб Кадынэфенди

Умерла в Стамбуле, в 1952 (?)

В Реестре Османов и у Алдерсона не значится. Однако Сафие Унювар в “Дворцовых воспоминаниях” указывает Четвёртую Кадынэфенди Султана Решада:

Мы посетили и Дильфириб Кадынэенди. Мне было интересно, какая она. Потому что за день до этого мне сказали, что она молода и образованна. Она не заставила нас долго ждать, нас провели в её покои. Она радушно приняла моё приветствие и сказала: “Впервые во дворце есть дипломированный преподаватель. Если будете часто меня посещать, вместе будем изучать историю. Я очень люблю историю.” С тех пор мы поддерживали отношения. Она была молода, поэтому мы общались менее формально. Я часто посещала её покои. После смерти Султана Решада некоторое время она ещё жила во дворце, а потом переехала в особняк в Эренкёе. Умерла в 1953 году.

Из этого следует, что Дильфириб в 1924 году не выехала заграницу, а осталась в Стамбуле. Сафие Унювар пишет, что проведывала её в последний раз в 1951 году вместе с одной из бывших дворцовых калф Дильшикяр, в то время Дильфириб Кадынэфенди страдала от рака, но не забыла, как во время всеобщей мобилизации Падишаху показали, какой хлеб приходилось есть народу; тогда Султан Решад сказал: “В моё время народу приходится есть чёрный хлеб, а я об этом не знаю, мне стыдно смотреть в глаза моему народу!”. Она умерла в особняке в Эренкёе

Й. Озтуна в работе “Государства и Династии” пишет, что она вышла замуж во второй раз за офицера-ветеринара, и у них родился сын.